О записи на project-студии
Опубликовано 5th Август в разделе Люди, Новости, Техники автором .

О записи на project-студии

Началось все с того, что пришли ребята, которые захотели записать 4 песни.
— Даа, подумал я. Следующие несколько суток будут «веселыми».
— Вы настроены работать в таком режиме? – спросил я, на что получил ответ: «Конечно, что там сложного?« (попивая пивко)

И это меня насторожило.

Это все предисловие. Дальше – самое интересное. Но пока я не уверен, начинать с начала или с конца.

Начну с начала. Ребята рассчитывали часа за 4 успеть сделать 4 качественные записи. Нет, я не отрицаю, что это возможно, если ты Иосиф [...]

Автор статей, текстов, постов и переводов.

Началось все с того, что пришли ребята, которые захотели записать 4 песни.
— Даа, подумал я. Следующие несколько суток будут «веселыми».
— Вы настроены работать в таком режиме? – спросил я, на что получил ответ: «Конечно, что там сложного?
« (попивая пивко)

И это меня насторожило.

Это все предисловие. Дальше – самое интересное. Но пока я не уверен, начинать с начала или с конца.

Начну с начала. Ребята рассчитывали часа за 4 успеть сделать 4 качественные записи. Нет, я не отрицаю, что это возможно, если ты Иосиф Кобзон, Николай Расторгуев (про этих музыкантов мне рассказали по секрету друзья с «Мосфильма» — они пишут песню в 1 дубль) и тому подобные. Бывает, кстати, наоборот: у фирмачей, что неделю пишут вокал к одной песне. Но это отдельная история. Мой рассказ не о том.

Итак, как ко мне попали эти ребята. Они пришли на одну довольно известную студию, где им сказали: «Вот, ребят, NтыщНедорого – трек и все будет». Они, конечно, согласились.

Дальше пересказываю по памяти:
- Там сидит звукорежиссер, мы его прозвали «Друид» (не знаю почему, но любопытно - прим. mrmidi). Поставил микрофоны, подключил все, и сказал «Ну, давайте». Мы дали. В студии еще более-менее слушалось, но когда мы просили что-то исправить, он говорил: «Для вас и так сойдет». У вокалиста в наушниках творился вообще какой-то ад: он слышал только себя. Когда пришли домой и включили, то поняли, что такого г-на они еще не слышали.

Отсюда правило номер один. Самое важное. Даже не столько для музыкантов, сколько для звукорежиссеров. Если ты умеешь нажимать кнопки, хамить и не можешь помочь группе, тебе нечего делать в профессии.

Музыканты, старайтесь вычислять это сразу, потому что вас будут разводить на время и деньги. Либо как в вышеперечисленном случае вы придете ко мне или еще к кому-нибудь и скажете, что запись вас не устроила, а деньги вы заплатили. Я был один раз на записи друзей, не мог вмешиваться в процесс, но выглядело это так: «Давай еще разок сыграй». Я спрашиваю: «Ну почему, что тебя, коллега звукорежиссер, не устроило?», на что не получаю вразумительного ответа. Это еще один развод на бабло. Играйте еще раз в двух случаях: либо вам самим не понравилось, либо вам назвали объективную причину. Еще в молодости я был на студии где владелец студии с абсолютно ущербным оборудованием просил: «Ну подержи их еще, чтобы время капало». «Но у них же все хорошо!» – возмущался я, на что получал ответы в духе «ну и что?».

Закончу я эту грустную историю тем, что на той записи бас не строил с первой гитарой, а вторая гитара не строила с первой. И, возможно, это не совсем косяк звукорежиссера (особенно если он технарь, а не музыкант), а скорее, самой группы. На этом и продолжим.

Репетиции

Да, там громко и кайфово. Вы получаете драйв. Но основная задача на репетициях – научиться слушать друг друга. Технику каждый музыкант может отработать дома, даже на электрогитаре без комбика. Хотя про технику я расскажу позднее. Слушать друг друга надо затем, чтобы не было такого, что бас был в ми, одна гитара в ре, а другая – в ми. Это, возможно, самая банальная банальноссть, но ошибка, которая встречается. Не стоит забывать, что пишу я это не для тех, кто в шоу-бизнесе 20 лет )

Слушайте, друзья. Слушайте, как и что поет вокалист, что происходит в соло на гитаре, насколько ровно и вместе играют бас и барабаны. Это самое-самое важное на репетициях.

Будьте критичны сами к себе. Если гитаристу соло кажется офигенным, убедитесь в этом всем коллективом.

Дальше еще немного банальностей, но это важно. Учитесь работать над программой дома, самостоятельно. Если барабанщику это сложно, то он может позаниматься на «Stentor Sound» за 300 рублей за 3 часа. Или на любой другой базе.

Умейте играть под метроном (клик). Это мелочь, но тоже крайне важная.

Запись

Не пейте. Это не развлечение, это работа. Как для вас, музыкантов, так и для звукорежиссеров.

Дальше определитесь: вы пишетесь все вместе или потреково. Тут нужны пояснения.
Чтобы писаться всем вместе, вы должны быть очень сыгранным коллективом, не иначе. На записи будет больше драйва и красоты, я гарантирую это. Но есть два нюанса: 1) вы должны уметь играть вместе и 2) на студии должна быть возможность так вас записать.

Если же вы пишетесь потреково, то советую начать с ритм-секции. Бас – барабаны. Или наоборот. Иногда бывает сложно играть эти партии без поддержки, скажем, гитар. Попросите звукорежиссера воткнуть гитару и отправить ее в наушники барабанщику. Как правило, это не сложно.

Но я забыл сказать о самом важном. Это цель вашей записи. У вас на руках, если вы следовали моим рекомендациям, хорошая демо-запись. Что дальше? Вы потратили кучу денег, но ради чего? Из этого я могу сделать такой вывод: ставьте цель. Попасть в ротацию на радио, раздать арт-директорам клубов, раздарить друзьям, продать запись рекорд-лейблу. От этого много зависит. Глупо предполагать, что вас выпустят после того, как каждый из музыкантов отучился играть на своем инструменте по полгода.

Алаверды

Хватит советов для начала. Я еще что-нибудь обязательно напишу. А если у вас будут вопросы, то я с удовольствием отвечу в комментах или на почте mistermidi@gmail.com

И как написал мой редактор/корректор/друг и вообще прекрасный человек:

[8/18/12 12:43:15 AM] psycho_funky: ну типа в качестве постскриптума можно
[8/18/12 12:43:29 AM] psycho_funky: «И да, с той группой мы еб**ись вовсе не 4 часа, но результат оказался вполне неплохим»

Да, действительно, не 4 часа и да, действительно, неплохим.

One Comment

  • Cka4
    9 Сентябрь 2012

Прокомментировать.