Брюс Сведин (Bruce Swedien): Записывая Майкла Джексона
Опубликовано 25th Июнь в разделе Люди, Техники автором .

Брюс Сведин (Bruce Swedien): Записывая Майкла Джексона

Брюс Сведиен был инженером выбранным Майклом Джексоном (Michael Jackson) и его продюсером Квинси Джонсом (Quincy Jones), как и многими другими. В редком интервью Брюс раскрывает некоторые техники записи и сведения некоторых  самых известных хитов суперзвезды.

Сам Брюс Сведин считает себя удачливым человеком.  Как человек за пультом альбома Майкла Джексона «Thriller», который считается самым продаваемым альбомом по версии книги рекордов Гинесса уже более 25 лет, нет смысла отрицать, что Брюс оказался в нужном времени и в нужном месте, и в целом [...]

Автор статей, текстов, постов и переводов.

Брюс Сведиен был инженером выбранным Майклом Джексоном (Michael Jackson) и его продюсером Квинси Джонсом (Quincy Jones), как и многими другими. В редком интервью Брюс раскрывает некоторые техники записи и сведения некоторых  самых известных хитов суперзвезды.

Сам Брюс Сведин считает себя удачливым человеком.  Как человек за пультом альбома Майкла Джексона «Thriller», который считается самым продаваемым альбомом по версии книги рекордов Гинесса уже более 25 лет, нет смысла отрицать, что Брюс оказался в нужном времени и в нужном месте, и в целом для Брюса осталось мало закрытых дверей, имея в резюме такой пункт как этот. Но если посмотреть за девятизначные числа продаж «Триллера», становитя ясно, что в истории Сведина есть что-то намногобольшее, чем просто удача: хотя пять первых своих наград Grammy он получил за «Thriller», его записи с Квинси Джонсом и Джорджем Бенсоном (George Benson) до этого были три раза номинированы в категории лучшая работа звукорежиссера.

Единственный ребенок в семье музыкантов с классическим образованием он не только получил серьезное музыкальное образование, но также всестороннию поддержку: когда на свой десятый день рождения он получил подарок — машину для записи дисков, которая и определила его настоящее призвание. В 14 лет он проводил свои выходные записывая всех подряд, и даже организовал собственное радио, чтобы вещать результаты своих экзерсисов своим соседям. В 19 он уже работал на Томми Дорси (Tommy Dorsey) и строил свою собственную коммерческую студию в здании старого кинотеатра у себя в городе, Миннеаополисе. В 1957, в 21 он делал запись Чикагского симфонического оркестра для RCA Victor, перед тем, как перебраться в студии Universal в следующем году, и объеденится с Биллом Путнэмом (Bill Putnam) в своих ранних эксперементах со стерео и многодорожечной записью.

«Билл Путнэм был великодушным парнем по жизни, и он взял меня под свое крыло», — вспоминает Сведин. «Universal была поразительная студия. Студия А это огромное помещение, спроектированным Биллом, и была просто превосходной. Сама по себе комната была музыкальном инструментом. Это было так прекрасно, и прозже я сделал там много-много знаменитых записей. Билл неоторое время был моим наставником, до тех пор пока я дествительно стал готов. Но быть с ним было… Сложно передать словами, но просто огромным опытом. В частности помню, как он говорил: «Хватит сидеть в контрольной комнате! Иди слушай, как это звучит в студии и слушай музыку». И мне до сих пор нравится это делать».

Мазок голубого неба

Брюс Сведин: «Что я часто слышу в многих современных миксах, это сверхобработанная, пережатая музыка с отсутсвием чувства реальности вообще, что для меня является верхом отвращения. Я всегда страюсь добавить элемент реальности в мою работу, мазок голубого неба. Дам вам пример. В «Billie Jean» есть партия струнных, и я записал ее абсолютно классическим образом в студии А, в Westlake, со скрипками слева, альтами слегка справа и виолончелями справа. И когда вы слушаете эту песню, это прямо выпыгивает прямо на вас. Это так естественно и так просто, но добавляет так много в микс.

До боли музыкальный

Через пару лет после того, как Брюс Сведин начал работать на Universal Studios, Билл Путнэм отправился строить студию в Калифорнию. Его место, как музыкального наставника молодого звукорежиссера быстро занял композитор, арранжировщик и продюсер Квинси Джонс. «Квинси — до боли музыкальный, и потрясающе образованный. Он обучался оркестровки в париже у Нади Буланье (Nadia Boulanger), которая учила таких людей как Равель, и квинси был лучшим учеником. Вот вам пример. Квинси и я сначала работали вместе с майклом над фильмом «Волшебник из страны Оз» («The Wiz»). Мы жили вместе в отеле на Манхеттене, и должны были работать в студии А на A&R Studios. Ответственная сессия начиналась в полдень понедельника, где мы должны были записать большой оркестр из 70-80 человек, и должны были выходить из отеля в 10 утра. До этого вечером у нас с Квинси были гости, а квинси даже не начал оркестровку для начальных титров. Я немного нервничал, но он сказал не волноваться по этому поводу. В районе 4х утра, я проснулся и увидел, что под из-под двери комнаты Квинси идет свет. Когда я заглянул, он сидел за столом, заваленым горой рукописей и делал оркестровки. Я сказал: «Квинси, нам же уходить скоро!», — но он снова сказал не волноваться и я пошел спать. В районе 9 я окончательно проснулся и Квинси сказал «Я готов». Там даже пианино не было, только квинси и его ноты! Когда мы пришли в студию квинси отдал партитутру копировальщикам. Он даже не хотел дирижировать — он нанял дирижера, потому, что хотел быть со мной в контрольной комнате. Дирежер дал ауфтакт и оркестр заиграл увертюру с листа. Там не было ни одной лишней или грязной ноты. У меня до сих пор холодок по телу, когда я вспоминаю эту историю!»

К моменту первой встречи с Майлком Джексоном, Сведин уже имел за спиной записи с Кант Бейси (Сount Basie), Стэном Кентоном (Stan Kenton), Дюком Эллингтоном (Duke Ellington), Вуди Германом (Woody Herman), Оскаром Питерсеном (Oscar Peterson), Сарой Воган (Sarah Vaughan) и Диной Вашингтон (Dinah Washington) на Universall, перед тем, как уйти во фриланс в 1967 и добавив еще знаменитых атистов, таких как Джеки Вилсон (Jackie Wilson), (Buddy Miles), (Tyrone Daves) и Chi-Lites в свой послужной список. Так что когда появилась возможность  поработать с Квинси Джонсом и автором песен Родом Темпертоном (Rod Temperton) над альбомом Джексона «Off The Wall», можно было с уверенностью сказать, что Брюс Сведин на тот момент был состоявшимся и успешным звукорежиссером. Удача? Да ничего подобного!

Acusonic

В апреле 1982, когда началась запись «Thriller» — пятая сольная записись Джексона «Off The Wall» уже стала первым сольной записью, которая появилась в четырех американских чартах top-10 и принесла певцу его первые «Грэмми». Так как же, черт возьми, таже команда умудрилась умножить 20-миллионные продажи «Off The Wall» в 5 раз? Оглядываясь назад вспоминается фраза Квинси Джонса, которая всегда меня интриговала меня: «Надо оставить место, чтобы Бог мог зайти в комнату». Я попросил Брюса объяснить что это значит на практике.

«Он хотел оставить возможность случится нежданному», — поясняет брюс. «Например, мне дали полную свободу в выборе микрофонов, и никто никогда не сказал слова. Я просто делал это. Я использовал Shure SM7 почти на всех лид-вокалах Майкла: «Billie Jean», «The Way You Make Me Feel», и, скажу я вам, это вызвало немало удивленных взглядов! Но я люблю этот микрофон, у меня их 6. А еще Майкл, Квинси и Род были достаточно умны, чтобы оставить меня одного, пока я делал сведение. Это предпологало, что я делаю свою работу отменно. Они уходили из комнаты и не возвращались, пока я не закончу оформившийся готовый микс. Только после этого они слушали и делали небольшие замечания, но я не припомню, чтобы что-то сильно менялось».

Особо зоркие фанаты, дотошно изучившие буклет «Thriller», заметили строчку «Recorded and mixed by Bruce Swedien using Acusonic Recording Process» и породили слухи, что какая-то загадочная студийная штуковина сделала из обычной записи Джексона суперзвук, даже вопреки тому, что звукорежиссер в 1984 году читал лекции на тему Acusonic. Процесс записи Acusonic (или его синоним Quantum Range Recording Proccess (Процес записи квантовых колебаний)) не является какой-то иновационной обработкая, а скорее имя для манеры, в который Сведин синхронизовал несколько 24-канальных магнитофонов, чтобы получить практически неограниченное число каналов.

Так или иначе, вопреки слухам о «черном ящике», существует фундаментальное влияние Acusonic на звучание «Thriller», и предыдущего альбома. Во-первых это позволило Сведину обойти один из неприятных побочных эфектов магнитофонной многодорожечной записи: при повторном воспроизведении во время наложений и продакшна звук уже записанных дорожек теряет переходные характеристики. «Возвращаясь к записям, которые я сделал с Майклом, я больше всего переживал за то, что если я буду постоянно прогрывать эти пленки, переходные характеристики уменьшатся. Я слышал много записей того времени, которые были вполне очевидно сделаны тем же образом. Я записываю ритм-секцию на 24-канальный магнитофон, потом убираю эту пленку и не торгаю ее до финального микса. И, святая корова, разница удивительная!»

Используя дорожку таймкода SMPTE на каждой пленке, а потом синхронизирую с мастером — ритм-секцией. В итоге мы имеем любое количество «рабочих лент» для наложений, каждая из которых снабжена полезной «сигнальной» стереопарой с мастер-ленты. «После сессий трекинга я могу скинуть предварительный микс в стереопару, и это увеличивает общее количество каналов, которые я могу использовать. К примеру, все бэк-вокалы на «Rock With You» были записаны на отдельную 24-канальную пленку, и потом я свел их для финального микса».

Продолжение следует.

© Майк Сениор, Sound on Sound. Translated by mrmidi.

Прокомментировать.